Классный час. Методические рекомендации

Скачать Классный час. Методические рекомендации (.docx, 26Kb)

 

Методические рекомендации для проведения классного часа

в 9-11 классах в рамках проекта

«Я наследник Героев, и я против нацизма».

 

Дорогие ребята!

Сегодняшний классный час — это продолжение серии тематических мероприятий проекта «Я наследник Героев, я против нацизма».

Вы все уже видели экспозицию и фильмы.

Когда мы говорим о нацизме, неизбежно в нашем сознании всплывает война.

А что такое война?

Кто скажет, что такое война?

Примечание. Преподаватель предлагает ответить на этот вопрос нескольким ученикам.

Хорошо. Все, что вы сказали – правда. Война – это великое горе для населения любых воюющих стран или одной страны, разделившейся на враждующие группы. Но есть у этого явления, присутствующего в человеческой истории с момента ее начала, и конкретное определение. Война — это средство насильно навязать противнику свою волю. И Гитлер, напав на нашу страну 22 июня 1941 года,стремился не просто навязать нашему народу свою волю. Он перешел наши границы, чтобы захватить наши земли со всеми их богатствами, а нас полностью уничтожить. Стереть с лица земли!

Не вызывает сомнения, что нацизм всегда несет смерть, горе и страдания. Там, куда тянутся его кровавые лапы, целые народы становятся перед опасностью уничтожения. Никто в Европе не оказал Гитлеру достойного сопротивления. Но Европе и не грозило полное уничтожение. России же Гитлером была уготована иная участь. Генеральный план «Ост» требовал полного истребления населения на захваченных территориях. Для этого и были созданы концлагеря, фашистские «фабрики смерти». Нацисты выдумали такие способы массового уничтожения людей, каких человечество еще не знало. Только огромная сила духа и несокрушимая воля к победе всехи каждого отдельного гражданинапозволили нашей стране дать отпор врагу, остановить и уничтожить фашистскую машину смерти. На фронте и в тылу люди отдавали все свои физические и душевные силы. До конца!Только бы победить! А сколько мужества и терпения понадобилось тем, кто оказался за колючей проволокой фашистских концлагерей!

Гитлеровский нацизм был повержен… 27 миллионов остановившихся сердец… 27 миллионов жизней, отнятых нацизмом у нашего народа – такова невообразимая цена той великой победы над нацизмом.

А сколько миллионов детей не дождались своих отцов с той войны? Миллионы матерей спустя много лет после победы продолжали верить, что их сыновья все-таки вернутся домой. И ждали, просыпаясь и засыпая в безутешных слезах. Кто может высушить то море материнских слез?

Прошу почтить минутой молчания память наших соотечественников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня мы с вами постараемся посмотреть на наших предков, победивших в Великой Отечественной войне, как на своих современников. Переместимсятуда, где они жили, трудились и воевали. Станем с ними рядом у станка, в поле, во фронтовом окопе. Услышим вместе с ними свист падающих бомб и сводку с фронтов, звучащую из репродуктора в переполненном бомбоубежище. Пройдем с ними в одном строю по Красной площади 7 ноября 1941-го года прямо перед отправкой на фронт, и бросим вместе с ними нацистские знамена к подножию мавзолея на параде Победы в столице нашей Родины, в Москве.

Мы разделим с ними боль утрат, страх неопределенности, отчаяние безысходности и великую радость победы.  Постараемся представить себе, чего, по большому счету, стоила нашим предкам та самая Победа. С благодарностью осознаем цену нашей с вами сегодняшней сытой и благоустроенной жизни, уплаченную нашими предками сполна.

Война застала их врасплох. Каждый занял свое место в строю там, где оказался 22 июня 1941 года.Каждому пришлось принять на себя груз испытаний, выпавших на долю нашей Родины.  Кто-то сражался с гитлеровцами на фронте, кто-то оказался в плену. Кого-то отправили в глубокий тыл возводить новые корпуса для эвакуированных заводов, а кто-то бился за урожай в деревне, из которой все мужчины отправились воевать.

По сей день поисковые отряды находят сумки военных почтальонов с письмами, не дошедшими до своих адресатов. Давайте представим,что одна из таких сумок, найденная в_________________ (указывается населенный пункт) попала к нам. На конверте невозможно разобрать адреса получателя и, к сожалению, время стерло текст письма. Но, к радости, каким то чудом  сохранилась фотография отправителя.

Так или иначе, письма, отправленные 80 лет назад теперь у вас в руках. Вы – получатели этих сокровенных посланий военных лет.

Возьмите, пожалуйста ручки и впишите свои имена на треугольнике под марками. Теперь вы – те, кому адресованы эти письма.

Науке пока не удалось создать машину времени, но мы можем обойтись и без нее, вооружившись своими знаниями. История – наука, способная переместить нас на 80 лет назад. Готовы? Тогда в путь!

Сначала отправимся на фронт. Дата прибытия 20 января 1943-го года.

Воронеж. Чижовский плацдарм.

Правый берег города разбомблен и разрушен настолько, что невозможно найти хоть одно целое строение. За время своего пребывания в городе немецкие, венгерские, итальянские и румынские оккупанты уничтожили все мирное население города. У самой реки в районе Чижовки земля перепахана снарядами. Уже несколько месяцев немцы пытаются выбить наших бойцов с занятого плацдарма. По ночам красноармейцы построили из обломков бетона и битого кирпича мост через реку Воронеж, прикрытый на 50 сантиметров водой. С воздуха он незаметен. Сейчас на реке лед, только не на переправе. Бомбы и снаряды не дают замерзать воде. По этому мосту в ледяной воде на плацдарм доставляются боеприпасы. Те, кто отправляется на плацдарм, знают, что назад дороги нет.

Вот лейтенант у пулемета, обложенный гранатами. Из ста человек, пришедших вместе с ним сюда три дня назад, в живых осталось только шестеро. Воду и еду приносят с собой солдаты из свежего пополнения. По ночам они переправляются с левого берега.   За пять месяцев на Чижовке остались лежать 15000 наших бойцов. Каждого из них дома ждут. Очень ждут… И, конечно, можно вернуться только с победой. Или туда придет враг… Каждый знает, что творят фашисты на захваченных территориях.

Переходим через линию фронта на оккупированную немцами часть Воронежской области.

Острогожский район. Село Лужниковка. ДУЛАГ 191

Концлагерь, устроенный немцами для военнопленных и местных жителей.

На дворе зима. Узники живут в деревянных неотапливаемых бараках. Едят один раз в два дня. С утра до вечера изнурительный труд. По 12 часов. Каждый день. Пока не упадешь. Упал – в газовую камеру. Если порвались одежда или обувь – ходи, как есть. Надзиратель имеет право любого узника избить или даже убить без всякой на то причины. Несколько часов в день занимают переклички, вне зависимости от погоды – в дождь, снег, в лютый мороз или жару.

Вот мальчик лет четырех. Его мама умерла от непосильной работы. Папа был партизаном. Фашисты поймали его и повесили вместе со старшей сестрой. У маленького мальчика на руке татуировка из шести цифр. Каждый день у него берут кровь потому, что она очень нужна немецким солдатам.

В бараке стоит огромный чан. Туда привозят и сливают отходы из столовой. Дети кидаются к нему и хватают еду, кто как может — ложкой, руками, через край… Лишь бы поесть.

Днем, пока взрослые на работе, они выбивают одеяла, пропалывают дорожки между бараками. Голод утоляют поеданием травы и газет.

Вши больно кусаются.

Мучительные боли в животе не прекращаются никогда.

В больницу нельзя. Там доктор ставит над детьми медицинские опыты.

Детский барак усиленно охраняется. Приблизиться к нему означает смерть. Недавно застрелили одну из матерей, когда она подошла слишком близко к детскому бараку. Стреляли в голову на глазах у ее детей…

Примечание. Преподаватель задает вопрос классу, может ли кто-то или что-то оправдать зверства, совершенные нацистами в концлагерях во время Великой Отечественной войны? Может ли человечество позволить когда-нибудь этому повториться?

Теперь переместимся в глубокий тыл, в город Куйбышев (нынешняя Самара), куда эвакуировался

Воронежский авиазавод.

До сентября 1941-го года завод выпускал штурмовики. После эвакуации в Куйбышев цеха разместили в чистом поле вдалеке от железной дороги. В новом сборочном цехе нет крыши. В некоторых цехах нет и стен. Зимой от мороза в станках застывает масло. Лопаются станины. Запрещено, но рабочие греются, разжигая у станков костры, оборачивая их листами железа. Рядом жилые бараки, тут же на заводе. Горячую пищу приносят дежурные прямо к станкам. Иногда это хлеб и кружка кипятка, а иногда – каша. Летом народ спит тоже прямо у станков. Все для фронта, все для победы!

Примечание: преподаватель ставит на стол железную кружку и небольшой кусок хлеба.

Кто же кормит все эти четыре страшных года воюющую страну? Кто пашет и сеет, кто убирает урожай?

Переместимся относительно недалеко, 100 км. от линии фронта, 20 км. От поселка городского типа Анна. Колхоз им. Ленина. Фашистов здесь нет. Врага наши войска дальше Воронежа не пустили. Войну не слышно, но она присутствует во всем, и не дает сделать людям ни одного мирного вздоха. Ночью, если лечь на землю и приложить к ней ухо, слышался далекий гул сражения и земля вздрагивает.

Картофельное поле.

Все мужчины на фронте. Есть в колхозе два старых деда, но трактора они чинить не умеют.

Пашут женщины на лошадях, или сами впрягаясь в плуг. Подковать – это мама, а вот накормить, помыть лошадь – это могут и ее дочери десяти и двенадцати лети. Восьмилетний сын собирает картошку с пашни в подол рубахи и ссыпает в мешок. Соху и телегу чинит дед. Мешок с картошкой дети грузят в телегу вчетвером.

После работы всем положен паек (по две картошки на руки). Дрова прошлой зимой все пожгли, новых пока нет. В избе холодно. Школа в этом году еще не открывалась. Все для фронта, все для победы!

Примечание: Преподаватель кладет на стол две картофелины.

Вот такой паек. За целый день работы. А еще холодная изба в середине сентября. А дров нет. И мужчин, которые могут дрова привезти, напилить, поколоть нет. Представили?

Продолжим.

Здесь же неподалеку, в поселке Анна разместился штаб Воронежского фронта и эвакуационный госпиталь № 1403.

 

Из письма санитарки

«…Госпиталь в здании школы.

До фронта 100 километров, но кажется, что вокруг, кроме войны ничего нет. Раненые иногда лежат по двое на кровати и в коридоре на полу. Операции идут круглые сутки, иногда при свете свечей. Много запущенных ран. Самый востребованный хирургический инструмент – пила. Нет перевязочного материала. Бинты стираем после перевязок и используем снова, сколько возможно. Дежурства не прекращаются. Не помню, когда спала лёжа…»

Всмотритесь в фотографии отправителей повнимательнее, прежде, чем что-то написать. Тянуть не стоит. Пишите то, что чувствуете, что думаете. Бумаги не много, особо не размахнешься... Только самое-самое главное. Что бы написал отправитель, зная, что получателем окажетесь вы. Именно вы, а не кто-то другой. Вам лично что бы он написал?

Прошу вас, приступайте.

Далее, ученики зачитывают и обсуждают часть писем по выбору

преподавателя.

При проведении классного часа важно понимать, что целью мероприятия не является написание стандартного эссе. Даже дополнительное изучение исторических фактов не является целью данного классного часа, как и всего проекта «Я – наследник героев, и я против нацизма». Важно создать атмосферу, которая поможет школьникам понять и почувствовать неразрывную связь поколений и принять историю своей страны, как свою личную историю, прочувствовать свои корни и ощутить ответственность за будущее. Свое будущее и будущее своей страны.

 

Скачать Классный час. Методические рекомендации (.docx, 26Kb)

Нажмите на иконку, чтобы отправить другим ссылку на эту страницу: